Внеклассное мероприятие "Что такое толерантность"

МОУ - СОШ с. Павловка Марксовского района

 

Павловка Мой Край Родной (видео) 

Внеклассное мероприятие "Что такое толерантность"

 

 

Внеклассное мероприятие «Что  такое толерантность»

Категория участников: обучающиеся 7-11 классов, родители, учителя

Цели:

·  познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности;

·  развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.

Задачи:

·  дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;

·  развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;

·  воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.

Необходимое оборудование: - компьютер, проектор, экран, листы бумаги, ватман.

Форма проведения: групповая работа  с сюжетно-ролевыми задачами, проблемными вопросами. Каждый класс  садится отдельной группой, родители и учителя отдельно. При опросе ведущий меняет порядок отвечающих, но каждый раз делает так, что первыми отвечают менее компетентные группы, таким образом каждый будет иметь возможность высказать свою точку зрения, практически не повторяясь.

Предварительная работа: учащимся заранее сообщается тема данного мероприятия, даётся специальное задание (в словарях найти определение слова толерантность; как слово толерантность определяется на разных языках земного шара, проводится анкетирование.

Планируемые результаты:

Личностные качества

- совершенствовать духовно-нравственных качества личности, подвести обучающихся к пониманию того, что толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.;

Межпредметные умения

- совершенствовать умения понимать проблему, аргументированно отстаивать свою точку зрения, делать выводы; умение слушать и слышать другого.

 

Ход мероприятия

- Сегодня наш разговор посвящён толерантности. 16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

- Нашу встречу я бы хотела начать с разговора о вечном, о любви.

Звучит музыка, рассказывается сказка.

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет...

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот выбирай, - сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать...

- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

А кого выбрали бы вы? Почему? (Ответы)

Звучит музыка и продолжение сказки:

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы)

- Выпускник школы. Каким он должен быть, чтобы максимально быстро адаптироваться к тем условиям, в которые попадает после окончания школы? Адаптация человека к новым условиям, как в жизни, так и в профессиональной деятельности возможна лишь при наличии сформировавшихся профессиональных и социальных умений качеств личности. Одним из таких качеств является толерантность.

Россия - многонациональная страна. Здесь проживает более 180 народов и народностей. Большинство составляют русские – 120 млн. чел. (82 %), далее идут татары – 5,5 млн. чел. (3,8 %), украинцы – более 4 млн. чел., чуваши – около 2 млн., башкиры, белорусы, мордва, чеченцы, немцы, удмурты, марийцы, евреи.

В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, концессий, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.

 

Сейчас мы поработаем в группах. У каждой группы на столе лежат положения, взятые из мировых религий. Подумайте, о чем говорит каждая из них.

·  «Не делай другому того, от чего больно тебе».

·  «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

·  «Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей».

·  «В счастье и страдании, в радости и горе мы должны относиться ко всем существам, как относимся к самим себе».

 

 Передайте эти мысли своими словами.

 Какой общий смысл есть в этих высказываниях?

- Люди должны быть снисходительными друг к другу, терпимее, уважать мнение других. Они должны быть толерантными друг к другу.

(Далее ведущий обращается к участникам мероприятия).

Что означает слово толерантность? Как это слово определяется на разных языках земного шара?

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному (демонстрируются на слайде):

·  в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

·  во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

·  в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

·  в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

·  в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

·  в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Какое из определений вам импонирует более всего? (Ответы).

Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (Ответы).

А что же объединяет эти определения? (Ответы).

Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (Ответы).

(Далее ведущий и участники обобщают всё сказанное, делают вывод, что толерантность – не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других, не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.).

Давайте вместе обобщим все сказанное, слово толерантность у вас изображено в виде “цветка”. Давайте, изобразим наши ответы в виде лепестков. Составим правила толерантного человека.

Далее ведущий предлагает каждой группе вписать свои ответы в кластер (диаграмма заполняется на слайде).

 

 

Дата последнего обновления страницы 16.02.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»